Круглосуточно:

8 (814 2) 539-135
Мы ВКонтакте
 

Подшивка

№4 от 2004-03-01
№3 от 2004-02-01
№2 от 2004-01-01
№1 от 2003-12-01
Еженедельник "Вепсская миссия"
№3     Ежемесячник Спасо-Рождественского прихода     февраль 2004
 
Наши новости

26 декабря 2003 года состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором, в частности, рассматривался вопрос об открытии Ионо-Яшезерского монастыря. Священный Синод благословил открытие Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря в п/о Шокша Вепсской национальной волости Республики Карелия для возрождения в нем монашеской жизни.

В связи с ростом религиозной активности людей, в поселке Кварцытный планируется строительство храма во имя святого преподобного Ионы Яшезерского чудотворца. К настоящему моменту готов проект деревянного храма (на фото) и ведутся переговоры с властями о выделении земельного участка необходимой площади в той части поселка, где храм будет наиболее доступен для прихожан.

Образование

 

Воскресная школа

 


Надо ли изучать Православную культуру? Вопрос удостоенный обсуждения на самых высших уровнях. А разве у нас в России есть какая-то другая культура? И почему мы вообще задаемся таким вопросом… А пока пытающиеся дать на него ответ боятся ответить прямо, мы изучаем Нашу Культуру застенчиво "по углам". Мы как люди родившиеся и выросшее в доме, где все окна наглухо закрыты и зашторены. И вместо того, чтобы от-дернуть шторы, распахнуть окна и сказать дышите этим воздухом!, смотрите на это солнце!, живите этой жизнью!, мы устраиваем так, чтобы и не разобрать было где эти окна и есть ли они вообще. Поэтому уроки Православной культуры в общеобразовательных и воскресных школах это попытка хотя бы сохранить слабый лучик света, пробивающийся сквозь, еще неплотно закрытую, непроницаемую материю. Вот и мы занятиями в нашей воскресной школе по программе курса "Основы Православной культуры" пытаемся нау-чить детей находить свет Божией любви в любой, пусть даже в самой непроглядной тьме жизненных обстоятельств. Здесь хочется привести цитату из статьи профессоров Помор-ского государственного университета д.ф.н. М. Ю. Елеповой и д.ф.н. Е. Ш. Галимовой "Быть или не быть?", посвященной школьному факультативному курсу "Основы Православной культуры" (по материалам сайта Русское воскресение): "Мы тезисно, по пунктам попытаемся перечислить, какое именно воспитательное воздействие способен оказывать этот предмет. А учителям и родителям предлагается решить, хотят ли они, чтобы именно такие качества вос-питывались в их детях. От ответа на этот вопрос - ответа именно учителей и родителей - зависит, будет ли такой факультатив преподаваться в каждом конкретном классе и каждой конкретной школе, потому что никто не будет заставлять включать его в программы вопреки желанию учителей, школьников, их матерей и отцов.
Нравственный долг родителей и педагогов - защитить детей в нынешней ситуации, в ситуации жесточайшей экспансии всевозможных форм растления детей и молодежи, в том числе и тонких, изощренных, маскирующихся под заботу о здоровье. Разрушение естественного целомудрия детей происходит в детских садах и школах, с экранов TV и со страниц детских журналов и книг, на дискотеках и на улице. Необходимо оградить ребенка от посягательств на его личностную неприкосновенность. Это невозможно достигнуть в на-шем современном обществе внешними мерами.
Даже на родине сексуальной революции - в США - вынуждены были признать: наибольшую воспитательную эффективность демонстрируют те учебные программы, которые подкреплены нравственными постулатами религиозного характера. Нечего и говорить, что православная этика, утверждающая ценности чистоты, целомудрия и воздержания, всецело ограждает детскую душу от развращения.
***
Многолетний опыт борьбы с наркоманией в России и других странах привел к следующему выводу: победить наркозависимость возможно, лишь опираясь на духовный труд в ло-не церкви. Только вера дает силу, помогающую победить этот недуг. Твердые нравственные ориентиры уберегут подростка, юношу или девушку и от вступления на этот гибельный путь.
***
Это же противоядие спасает и от прочих страшных опасностей для детской души: агрессивности и жестокости, алкоголизма и отчаяния и других страстей и пороков, порожден-ных внутренней пустотой. Стремящаяся вверх кривая детских самоубийств находится в прямой зависимости от степени бездуховности нашего общества, от отсутствия у ребенка нравственных принципов и духовного опыта. По официальной статистике, в 2000 году покончили с собой свыше пяти тысяч детей и подростков до 20 лет. Причем все чаще кончают с собой дети в возрасте 5-9 лет. Что же делать? Открыть детям, в чем смысл жизни и назначение человека, дать им внутренний стержень.

***
Рост числа самоубийств связан с еще одной тяжкой бедой нашего Отечества - стремительным распространением сектантства. В России усиливается влияние тоталитарных деструктивных сект и, что особенно страшно, набирает силу сатанизм. Навязываются и различные виды оккультизма, эзотерики, угрожающие духовному, психическому и физическому здоровью детей. Перед сектантами, владеющими изощренной, отработанной технологией воздействия на душу человека, наши дети абсолютно беззащитны. Вне здравых, испытанных веками понятий православной онтологии и этики уберечь ребенка от этих влияний невозможно.

 

 

***
Сейчас широко используются разные способы манипуляции родителями и детьми. Только опора на традиционные православные ценности позволяет разобраться в хитросплетениях опаснейших учебных и развлекательных программ и прочих форм воздействия на душу человека. Православие - это последнее препятствие на пути к установлению "нового мирового порядка", при котором нет места никаким национальным ценностям и святыням.
***
О необходимости возрождения роли семьи, семейного воспитания говорят сегодня на всех уровнях. Однако в действительности для укрепления семьи делается очень мало. Сегодня, когда в обществе, в том числе и в школе, господствует физиологический подход к половому воспитанию, которое сводится к "сексуальному просвещению", происходит упразд-нение традиционного понятия семьи.
Если сводить отношения мужчин и женщин к плотским, физиологическим (и при этом всячески радеть за "сексуальные права" гомосексуалистов и лесбиянок), то в конечном итоге семья как таковая становится и не нужна.
Представление о православной семье как о "малой Церкви", освященной таинством брака, семье, скрепленной любовью - супружеской, родительской, братской и сестринской взаимной ответственностью, - помогает воспитать особое отношение к созданию собственной семьи, к своему будущему отцовству и материнству. Православная этика учит тому, что семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовную, семейную, национальную и отечественную традицию.

***
Приобщение к основам православия - это способ познакомить детей с бесценными сокровищами тысячелетней русской культуры: литературы, живописи, архитектуры, музыки; это верный и испытанный в течение многих веков способ глубинного врастания в национальную почву, воспитания истинной любви к Отечеству. Нет ни одной сферы русской жизни, нет ни одного культурного феномена в России, который не строился бы на фундаменте православия.
***
Православие - древнейшее основание нашей государственной мощи. Его величествен-ный монолит скреплял Русь - Россию на протяжении более чем десяти веков. Вся отечественная история освещена и освящена светом веры - это и подвиг на поле Куликовом и на поле Бородинском; это борьба с рыцарями-тевтонцами под руководством св. благовер-ного князя Александра Невского и Полтавская битва; это походы пламенно веровавшего Суворова и молитвы пред Казанской иконой Божией Матери в годы Великой Отечественной войны. Забудем православие - померкнут и бранные подвиги русских воинов, утратит высший смысл и сама наша история.
***
Православие - это источник глубочайших знаний о человеческой душе, в нем накоплен огромный опыт борьбы со страстями и пороками, ведущей человека к духовному просветлению, усвоению некрадомого богатства евангельских истин. Знаменитый институт старчества, православная аскетическая практика, наконец, жизнь в лоне церкви в духе творе-ний святых отцов - все это приводит человека к полному и гармоничному существованию, духовному и душевному, а нередко и физическому здоровью.
Вспомним слова Ф. М. Достоевского: "Понятие "русский" определяется не составом крови, а отношением к Православию"."

Тема эта весьма обширна, многогранна и сложна. И мы будем возвращаться к ней, я надеюсь, все чаще.

И в заключение несколько отзывов наших воспитанников:
Александра (10 лет):"Уроки в воскресной школе учат меня соблюдать Законы Божии. Я стала меньше грешить или пытаюсь не грешить, стала ближе к Богу";
Татьяна (10 лет): "Я научилась в церкви верить в Бога по-настоящему. Больше уважаю других людей. И я знаю, что делаю правильный выбор, что хожу в церковь";
Николай (13 лет): "Уроки мне дают знания о житиях святых, я многое узнал об иконах и о их невероятных историях. Это мне очень интересно"


Юлия САВКИНА,
преподаватель воскресной школы

Духовная история края

Церкви прионежья

Внимание исследователей к церквам Прионежья не было случайным. Они отмечали, что при использовании основных архитектурных приемов, общих для русского народного зодчества, в памятниках Прионежья ощущается отпечаток местных традиций. Они выразились в существовании особого типа шатровых церквей местной прионежской школы.
К наиболее ярким признакам таких церквей относится наличие от одного до трех повалов (повал - плавное расширение верхних частей сруба) и одногодвух зубчатых фронтонных поясов. Такие храмы имелись в Деревянном, Рыбреке, Шокше, Шелтозере и других селениях. Самобытносьт культуры вепсско- карельского населения и взаимообогащающие связи с русскими подтверждаются существованием на территории Карелии высокохудо-жественных и технически сложных архитектурных комплексов.
В некоторых населенных пунктах Прионежья шатровые церкви стояли довольно долго, в частности, это относится к деревянному храму святого Николая Чудотворца, построенному в Деревянном в 1683 году.
В 1945 году архитектор А.Н.Буйнов, побывав в нем, отмечал: "Церковь интересна простыми архитектурными формами и деталями. Прекрасно выполнен переход от четверика к восьмерику с кокошниками (зубчатым фронтонным поясом).

К сожалению, самая интересная часть сооружения: шатер восьмерик и большая часть основного сруба были разобраны. Церковь используется колхозом "Заря" для хранения зерна".
В книге финского священника Эркки Пийройена "В часовенской Карелии", изданной в 1984 году в Финляндии упоминается храм в деревне Каскесручей.
В 1942 году автор книги находился здесь, и ему рассказали, что один богатый человек почти 100 лет назад построил церковь в дар деревенским жителям. Кроме храма в этой деревне и две часовни.
Далее священник Эркки Пийройен пишет, что в годы Советской власти церковь превратили в клуб, а часовни - в хранилища. С приходом финнов верующие прибрали храм. Сцена была убрана, и на ее месте устроен алтарь. Свои проповеди финские священники во время оккупации проводили на вепсском языке.

 

По материалам статьи Виолы Гущиной "Церкви прионежья"
НА СНИМКЕ: Богородицкая церковь (1695) в с. Гимрека Ленинградской области.

Окончание в следующем номере...

         

Главный редактор сайта – игумен Досифей.
Корректор сайта – Галина Рыбалко.
В случае использования текстов и фотографий с сайта в печатных и электронных СМИ ссылки на Официальный сайт Благовещенского Ионо - Яшезерского мужского монастыря обязательны, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на www.yashezero.ru