26
декабря 2003 года состоялось заседание Священного Синода Русской
Православной Церкви, на котором, в частности, рассматривался вопрос
об открытии Ионо-Яшезерского монастыря. Священный Синод благословил
открытие Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря в
п/о Шокша Вепсской национальной волости Республики Карелия для
возрождения в нем монашеской жизни.
В
связи с ростом религиозной активности людей, в поселке Кварцытный
планируется строительство храма во имя святого преподобного Ионы
Яшезерского чудотворца. К настоящему моменту готов проект деревянного
храма (на фото) и ведутся переговоры с властями о выделении земельного
участка необходимой площади в той части поселка, где храм будет
наиболее доступен для прихожан.
|
Воскресная
школа
Надо
ли изучать Православную культуру? Вопрос удостоенный обсуждения
на самых высших уровнях. А разве у нас в России есть какая-то
другая культура? И почему мы вообще задаемся таким вопросом… А
пока пытающиеся дать на него ответ боятся ответить прямо, мы изучаем
Нашу Культуру застенчиво "по углам". Мы как люди родившиеся
и выросшее в доме, где все окна наглухо закрыты и зашторены. И
вместо того, чтобы от-дернуть шторы, распахнуть окна и сказать
дышите этим воздухом!, смотрите на это солнце!, живите этой жизнью!,
мы устраиваем так, чтобы и не разобрать было где эти окна и есть
ли они вообще. Поэтому уроки Православной культуры в общеобразовательных
и воскресных школах это попытка хотя бы сохранить слабый лучик
света, пробивающийся сквозь, еще неплотно закрытую, непроницаемую
материю. Вот и мы занятиями в нашей воскресной школе по программе
курса "Основы Православной культуры" пытаемся нау-чить
детей находить свет Божией любви в любой, пусть даже в самой непроглядной
тьме жизненных обстоятельств. Здесь хочется привести цитату из
статьи профессоров Помор-ского государственного университета д.ф.н.
М. Ю. Елеповой и д.ф.н. Е. Ш. Галимовой "Быть или не быть?",
посвященной школьному факультативному курсу "Основы Православной
культуры" (по материалам сайта Русское
воскресение): "Мы тезисно, по пунктам попытаемся перечислить,
какое именно воспитательное воздействие способен оказывать этот
предмет. А учителям и родителям предлагается решить, хотят ли
они, чтобы именно такие качества вос-питывались в их детях. От
ответа на этот вопрос - ответа именно учителей и родителей - зависит,
будет ли такой факультатив преподаваться в каждом конкретном классе
и каждой конкретной школе, потому что никто не будет заставлять
включать его в программы вопреки желанию учителей, школьников,
их матерей и отцов.
Нравственный долг родителей и педагогов - защитить детей в нынешней
ситуации, в ситуации жесточайшей экспансии всевозможных форм растления
детей и молодежи, в том числе и тонких, изощренных, маскирующихся
под заботу о здоровье. Разрушение естественного целомудрия детей
происходит в детских садах и школах, с экранов TV и со страниц
детских журналов и книг, на дискотеках и на улице. Необходимо
оградить ребенка от посягательств на его личностную неприкосновенность.
Это невозможно достигнуть в на-шем современном обществе внешними
мерами.
Даже на родине сексуальной революции - в США - вынуждены были
признать: наибольшую воспитательную эффективность демонстрируют
те учебные программы, которые подкреплены нравственными постулатами
религиозного характера. Нечего и говорить, что православная этика,
утверждающая ценности чистоты, целомудрия и воздержания, всецело
ограждает детскую душу от развращения.
***
Многолетний опыт борьбы с наркоманией в России и других странах
привел к следующему выводу: победить наркозависимость возможно,
лишь опираясь на духовный труд в ло-не церкви. Только вера дает
силу, помогающую победить этот недуг. Твердые нравственные ориентиры
уберегут подростка, юношу или девушку и от вступления на этот
гибельный путь.
***
Это же противоядие спасает и от прочих страшных опасностей для
детской души: агрессивности и жестокости, алкоголизма и отчаяния
и других страстей и пороков, порожден-ных внутренней пустотой.
Стремящаяся вверх кривая детских самоубийств находится в прямой
зависимости от степени бездуховности нашего общества, от отсутствия
у ребенка нравственных принципов и духовного опыта. По официальной
статистике, в 2000 году покончили с собой свыше пяти тысяч детей
и подростков до 20 лет. Причем все чаще кончают с собой дети в
возрасте 5-9 лет. Что же делать? Открыть детям, в чем смысл жизни
и назначение человека, дать им внутренний стержень.
***
Рост числа самоубийств связан с еще одной тяжкой бедой нашего
Отечества - стремительным распространением сектантства. В России
усиливается влияние тоталитарных деструктивных сект и, что особенно
страшно, набирает силу сатанизм. Навязываются и различные виды
оккультизма, эзотерики, угрожающие духовному, психическому и физическому
здоровью детей. Перед сектантами, владеющими изощренной, отработанной
технологией воздействия на душу человека, наши дети абсолютно
беззащитны. Вне здравых, испытанных веками понятий православной
онтологии и этики уберечь ребенка от этих влияний невозможно.
|
|
***
Сейчас широко используются разные способы манипуляции родителями и детьми.
Только опора на традиционные православные ценности позволяет разобраться
в хитросплетениях опаснейших учебных и развлекательных программ и прочих
форм воздействия на душу человека. Православие - это последнее препятствие
на пути к установлению "нового мирового порядка", при котором
нет места никаким национальным ценностям и святыням.
***
О необходимости возрождения роли семьи, семейного воспитания говорят сегодня
на всех уровнях. Однако в действительности для укрепления семьи делается
очень мало. Сегодня, когда в обществе, в том числе и в школе, господствует
физиологический подход к половому воспитанию, которое сводится к "сексуальному
просвещению", происходит упразд-нение традиционного понятия семьи.
Если сводить отношения мужчин и женщин к плотским, физиологическим (и
при этом всячески радеть за "сексуальные права" гомосексуалистов
и лесбиянок), то в конечном итоге семья как таковая становится и не нужна.
Представление о православной семье как о "малой Церкви", освященной
таинством брака, семье, скрепленной любовью - супружеской, родительской,
братской и сестринской взаимной ответственностью, - помогает воспитать
особое отношение к созданию собственной семьи, к своему будущему отцовству
и материнству. Православная этика учит тому, что семья призвана воспринимать,
поддерживать и передавать из поколения в поколение духовную, семейную,
национальную и отечественную традицию.
***
Приобщение к основам православия - это способ познакомить детей с бесценными
сокровищами тысячелетней русской культуры: литературы, живописи, архитектуры,
музыки; это верный и испытанный в течение многих веков способ глубинного
врастания в национальную почву, воспитания истинной любви к Отечеству.
Нет ни одной сферы русской жизни, нет ни одного культурного феномена в
России, который не строился бы на фундаменте православия.
***
Православие - древнейшее основание нашей государственной мощи. Его величествен-ный
монолит скреплял Русь - Россию на протяжении более чем десяти веков. Вся
отечественная история освещена и освящена светом веры - это и подвиг на
поле Куликовом и на поле Бородинском; это борьба с рыцарями-тевтонцами
под руководством св. благовер-ного князя Александра Невского и Полтавская
битва; это походы пламенно веровавшего Суворова и молитвы пред Казанской
иконой Божией Матери в годы Великой Отечественной войны. Забудем православие
- померкнут и бранные подвиги русских воинов, утратит высший смысл и сама
наша история.
***
Православие - это источник глубочайших знаний о человеческой душе, в нем
накоплен огромный опыт борьбы со страстями и пороками, ведущей человека
к духовному просветлению, усвоению некрадомого богатства евангельских
истин. Знаменитый институт старчества, православная аскетическая практика,
наконец, жизнь в лоне церкви в духе творе-ний святых отцов - все это приводит
человека к полному и гармоничному существованию, духовному и душевному,
а нередко и физическому здоровью.
Вспомним слова Ф. М. Достоевского: "Понятие "русский" определяется
не составом крови, а отношением к Православию"."
Тема
эта весьма обширна, многогранна и сложна. И мы будем возвращаться к ней,
я надеюсь, все чаще.
И в заключение
несколько отзывов наших воспитанников:
Александра (10 лет):"Уроки в воскресной школе учат меня соблюдать
Законы Божии. Я стала меньше грешить или пытаюсь не грешить, стала ближе
к Богу";
Татьяна (10 лет): "Я научилась в церкви верить в Бога по-настоящему.
Больше уважаю других людей. И я знаю, что делаю правильный выбор, что
хожу в церковь";
Николай (13 лет): "Уроки мне дают знания о житиях святых, я многое
узнал об иконах и о их невероятных историях. Это мне очень интересно"
Юлия САВКИНА,
преподаватель воскресной школы
Церкви
прионежья
Внимание
исследователей к церквам Прионежья не было случайным. Они отмечали,
что при использовании основных архитектурных приемов, общих для
русского народного зодчества, в памятниках Прионежья ощущается отпечаток
местных традиций. Они выразились в существовании особого типа шатровых
церквей местной прионежской школы.
К наиболее ярким признакам таких церквей относится наличие от одного
до трех повалов (повал - плавное расширение верхних частей сруба)
и одногодвух зубчатых фронтонных поясов. Такие храмы имелись в Деревянном,
Рыбреке, Шокше, Шелтозере и других селениях. Самобытносьт культуры
вепсско- карельского населения и взаимообогащающие связи с русскими
подтверждаются существованием на территории Карелии высокохудо-жественных
и технически сложных архитектурных комплексов.
В некоторых населенных пунктах Прионежья шатровые церкви стояли
довольно долго, в частности, это относится к деревянному храму святого
Николая Чудотворца, построенному в Деревянном в 1683 году.
В 1945 году архитектор А.Н.Буйнов, побывав в нем, отмечал: "Церковь
интересна простыми архитектурными формами и деталями. Прекрасно
выполнен переход от четверика к восьмерику с кокошниками (зубчатым
фронтонным поясом).
|
К
сожалению, самая интересная часть сооружения: шатер восьмерик
и большая часть основного сруба были разобраны. Церковь используется
колхозом "Заря" для хранения зерна".
В книге финского священника Эркки Пийройена "В часовенской
Карелии", изданной в 1984 году в Финляндии упоминается храм
в деревне Каскесручей.
В 1942 году автор книги находился здесь, и ему рассказали, что
один богатый человек почти 100 лет назад построил церковь в дар
деревенским жителям. Кроме храма в этой деревне и две часовни.
Далее священник Эркки Пийройен пишет, что в годы Советской власти
церковь превратили в клуб, а часовни - в хранилища. С приходом
финнов верующие прибрали храм. Сцена была убрана, и на ее месте
устроен алтарь. Свои проповеди финские священники во время оккупации
проводили на вепсском языке.
По
материалам статьи Виолы Гущиной "Церкви прионежья"
НА
СНИМКЕ: Богородицкая церковь (1695) в с. Гимрека Ленинградской
области.
Окончание
в следующем номере...
|
|
|