Русская Православная Церковь Московский патриархат Петрозаводская и Карельская епархия
Официальный сайт Благовещенского Ионо - Яшезерского мужского монастыря
Главная св. Иона Яшезерский История Фотоальбом СМИ о монастыре Ссылки
Контакты Устав монастыря Вопросы священнику Подворье Молитвенные нужды Документы
 

Подшивка

№4 от 2004-03-01
№3 от 2004-02-01
№2 от 2004-01-01
№1 от 2003-12-01
Еженедельник "Вепсская миссия"
№2     Ежемесячник Спасо-Рождественского прихода     январь 2004
 
Наши новости

24 декабря в ГосСтрое РК, по инициативе депутата законодательного собрания РК от Прионежского района Погудаловой Г.Н., состоялось заседание, на котором рассматривались вопросы по воссозданию Ионо-Яшезерского мужского монастыря. Было предложено создать попечительский совет монастыря и в течение месяца составить смету предварительных расходов по реконструкции обители.

Праздник Рождества

Когда начали праздновать Рождество Христово


Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца" (desembri). Там же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру".
Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.
В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.
Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.
Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Почему на Рождество украшают елки


Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, а ветвь произрастет от корня его" (Ис. II, 1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: "Христе - отрасль от корня Иессеева и цвет он него - произрос Ты от Девы".
Украшение сухих ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе - источнике жизни, света и радости - может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

Как празднуется Рождество Христово


День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, - говорит Ангел вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо

 

звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе".
В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.
В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.
В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.
Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.
Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в Богослужебных книгах Православной Церкви называется пасхою, праздником тридневным. В этот день, по гласу Церкви, "всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели вей на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки".
Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: "С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог". Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени (Мф. 1,8-25).
В древние времена бдение продолжалось всю ночь. "От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче", - говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово.
Божественную Литургию в праздник постановлено совершать "порану труда ради бденного".
После Литургии Церковь совершает благодарственное молебствие Господу Богу об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия французов в 1812 году.
Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.
Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме, в навечерие праздника, после Литургии: "Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума" и прочее".
С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.

 

Образование


Воскресная школа

Как уже сообщалось на страницах первого номера Вепсской Миссии, 7 сентября 2003 года при храме Рождества Христова села Шелтозеро открылась воскресная школа. Специального помещения не было, поэтому благотворители помогли оборудовать под класс церковную библиотеку. Теперь у ребят есть возможность собираться по воскресеньям и изучать Закон Божий и традиции Русской Православной церкви.
Ребят немного - средняя посещаемость занятий 10 человек. Старшему тринадцать лет, а младшей - пять. И это при почти полуторатысячном населении села. В привлечении ребят к занятиям в воскресной школе и состоит наша главная задача. Дети, пытаясь найти какое-нибудь занятие по душе и ориентируясь больше на "нравится - не нравится", чем на "нужно - ненужно", оказываются под давлением множества факторов: возможные направления деятельности, мнения сверстников и учителей, наличие свободного времени и прочее. Но можно сказать со всей определенностью, что туда, где ребенок не будет чувствовать любви к себе, он не пойдет больше одного раза. И ни просторность помещений, ни изобилие учебных пособий и материалов никогда не заменят теплоты человеческих отно-шений, особенно для детей, обмануть которых в этом не стоит даже и пытаться. Поэтому при формальном подходе к организации воскресной школы дети предпочтут ей что-либо другое, даже не смотря на весьма ограниченный выбор внешкольных занятий для ребенка в селе. Огромная ответственность за то, какой выбор сделает ребенок лежит на родителях. Но, к великому сожалению, часто родители сами нуждаются в путеводительстве. Иногда действия родителей не поддаются никакому здравому объяснению. Был случай, когда де-вочка бросила занятия из-за того, что мать и старшие сестры высмеивали ее за посещение воскресной школы. Да, слишком долго мы рубили могучее дерево Православной веры и теперь наши дети как сухие листья на его ветвях. И любой ветерок, даже самое легкое ду-новение, срывает их и уносит прочь, чтобы бросить под ноги нашего безбожного, жестокого и циничного времени. Поэтому мы пытаемся сделать хоть что-то, чтобы укрепить их еще слабые души и удержать на пути истинной жизни с Богом.
Стараясь сделать атмосферу в школе более домашней, мы разбили двухчасовой урок перерывом в полчаса для чаепития. Для того чтобы занятия были разнообразнее, дети наряду с изучением Ветхого и Нового Заветов и традиций Православный церкви, знакомства с житиями святых и Православными праздниками, занимаются рукоделием: лепят из пластилина, рисуют и так далее. Иногда мы отводим время для подвижных игр на улице. На мой взгляд, большое преимущество нашей воскресной школы в том, что она находится при храме. Посещение храма - неотъемлемая часть учебного дня. Изучая устройство дома Божия, ребята учатся благоговейному отношению к храму и как правильно себя вести в нем. И, надеюсь, став взрослыми, будут знать, что при любых невзгодах и бедах, они всегда могут придти в храм и получить утешение, ощутив на себе безграничную любовь Отца Небесного.
Ничто так не сплачивает детей как совместная подготовка к праздникам. Сейчас, в преддверии Рождества, воспитанники нашей школы готовятся к праздничному выступле-нию. В программу ребята включили две инсценировки, песни и стихи, а также они исполнят молитвы "Отче наш…", "Достойно есть…", тропарь и кондак Рождества Христова.
При всех педагогических, психологических, методических и организационных трудностях и проблемах, мы очень надеемся, что наша воскресная школа будет еще не один год открывать двери для всё большего количества ребят, а полученные ими знания станут неугасимым маяком и верным ориентиром на просторах их будущей взрослой жизни.

Юлия Савкина,
преподаватель воскресной школы
Духовная история края

Шелтозерские куранты
(Окончание. начало в №1)

На горе в Шокше стояла часовня Марии Магдалины ("в нее приходил священник и читал молитву"). В Каскесручье особо почитались: Зосима и Савватий (в декабре), Успение (28 августа) и Медосеев день - День святого Медоста (в декабре). В Рыбреке собирались жители на День Николы (май, ноябрь) и Василия Великого (21 января). По большим праздникам было принято не работать два дня. Родственники ездили друг к другу в гости ("соседей по праздникам не приглашали"). В праздничные дни в Шелтозере по обе стороны дороги устанавливали лавки ("длинные-длинные, под одну крышу, но для каждого приезжего торговца с отдельным помещением. Всего продавали!"). Работать в праздники запрещалось ("дан отдых, так и отдыхай"). Даже если сено было не убрано, не выходили работать: "кто намочит, тот и высушит". Праздновали маленькие деревенские праздники и большие ("Рождество справляли два или три дня по всему белому свету"). "Елку целую на Рождество не ставили, приносили веточки: жалели рубить", - вспоминала старейшая жительница Шелтозера Богачева Анастасия Егоровна. В деревне Гапшема

стояла часовня Успения Богородицы. Обычно по праздникам к часовне приводили овечку или приносили полотенца. На второй день после праздника "шел торг: продавали шерсть, масло, муку, крупу, полотно, а деньги шли священнику". Часовню разобрали в 1963 или 1965 году ("по досочке брали да брали себе и разобрали, а до этого в ней был устроен торговый ларек"). Церковь в деревне Крюкова Сельга, по воспоминаниям местного жителя Максимова Александра Павловича, "была изумительной красоты. Эту церковь "на пустыне" строил какой-то купец из Горнего Шелтозера. Ее поставили там, где лошадь остановилась и с места не сошла". Эту церковь сожгли в 1960 году. Она была с шатром и колокольней. "Большой колокол был очень звонким", - вспоминал Максимов А. П. В деревне Ванги-мова Сельга ("на 25 домов") была часовня в честь Троицы. Цепкая память вепсских старожилов помогает воссоздать непрерывную связь чередования храмовых церковных и ча-совенных праздников, пробуждая воспоминания об их далекой молодости, пришедшейся на совсем иные времена, когда "Колокола на Шелтозерском погосте звонили, как московские куранты".

 

По материалам статьи Виолы Гущиной "Шелтозерские куранты"
НА СНИМКЕ: придорожный крест и часовня в д. Еремеев Посад (1930 г.)

Праздничный рецепт

Рождественский миндальный кекс

Для формы диаметром 26 см: 250 г масла, 250 г сахара, одна ваниль (или чайная ложка ванильного сахара), соль на кончике ножа, 20 г рома, 6 яиц, 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя теста, 400 г изюма без косточек, 50 г молотых миндальных орехов, 100 г измельченных цукатов из лимонной корки, 100 г очищенного миндаля (раздробленного на половинки зерен), 2 чайные ложки сахара, 5 столовых ложек воды, 100 г марципана, 60 г сахарной пудры, 2 столовые ложки абрикосового мармелада. Шафран для окраски теста и пергаментная бумага для формы.
Выстелить пергаментной бумагой форму для кекса. Духовку разогреть до 180 градусов. Растереть масло с сахаром, солью, ванилью и ромом. Добавить яйцо и растирать, пока не получится пышная масса. Если масса осядет, добавить ложку муки. Муку смешать с разрыхлителем, изюмом, молотым миндалем и лимонными цукатами и йостепенно перемешать с яично-масляной массой. Тесто переложить в форму, выровнять верх и уложить по поверхности плотно друг к другу половинки миндаля. Выпекать кекс час-полтора на втором уровне снизу. Прежде чем вынуть его из духовки, проверить с помощью деревянной спицы, полностью ли он пропечен - для этого проткнуть кекс, вытащить спицу, и если тесто к ней не прилипло - кекс готов. Испеченный кекс переложить вверх дном на кухонную решетку и некоторое время бумагу не снимать. Из воды и сахара сварить сироп (варить при постоянном помешивании 3 минуты), намазать верх кекса. Смешать с сахарной пудрой марципаны. Бока кекса намазать абрикосовым мармеладом. Марципановую массу тонко раскатать в полоску и обложить ею бока кекса. Выступающий верхний слой надрезать в виде отделочной бахромы. Из оставшихся марципанов можно сделать разные фигурки и украсить поверхность кекса.



[Главная] [св. Иона Яшезерский] [История] [Фотоальбом] [СМИ о монастыре] [Ссылки]
[Контакты] [Устав монастыря] [Вопросы священнику] [Подворье] [Молитвенные нужды] [Документы]

1562 2003 Православие в Карелии Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Официальный сайт Прионежского муниципального района

Главный редактор сайта – игумен Досифей.
Корректор сайта – Галина Рыбалко.

В случае использования текстов и фотографий с сайта в печатных и электронных СМИ ссылки на Официальный сайт Благовещенского Ионо - Яшезерского мужского монастыря обязательны, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на www.yashezero.ru Адрес электронной почты редакции: monastir@yashezero.ru