Статьи [Печать] [Закрыть]


СПАСЕТ ЛИ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЯШЕЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

СПАСЕТ ЛИ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЯШЕЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ?

 

Интервью с Настоятелем Ионо - Яшезерского монастыря игуменом Досифеем.

 

    

 

            Расскажите, пожалуйста, отец Досифей, как обстоят дела в Яшезерском монастыре сейчас?

В этом году мы приступили к сложному процессу оформления собственности. Девяносто лет уникальный памятник 16-го века никому не принадлежал. После национализации в 1918-м году монастырь был разграблен и осквернен. Сначала в обители располагалось совхозное имущество, затем учреждения пенитенциарного характера. Десятилетиями в монастыре жили заготовители леса и местные жители, потерявшие свое жилье. К 90-м годам прошлого века монастырский комплекс был уже в крайне тяжелом состоянии. На эти годы пришлась и главная утрата:  старинный деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы был сожжен, то ли рыбаками, то ли грибниками. Осматривая стены каменного храма, помимо «автографов» приезжавших сюда людей, можно заметить, что долгое время храм служил тиром для охотников, расстреливавших здесь оставшийся боезапас. Расстрелянные купола и стены производят тяжелое впечатление, но еще более тяжелое впечатление производит непонимание того, как важна эта святыня для Вепсского края, для Прионежского района и для Республики в целом.

Что и говорить, если памятник 16-го века, уникальность которого казалось бы неоспорима, находящийся в семидесяти километрах от Петрозаводска, считается недавно выявленным (!) и поставлен на учет в Министерстве культуры РК только в 2000 году. И на сегодняшний день монастырь имеет самый низкий статус – «памятник местного значения», что не позволяет ему рассчитывать на какую-либо помощь со стороны государства. 

Не надо думать, что после того как мы оформим документы и братии монастыря передадут оставшиеся постройки, мы сами, своими силами, все отремонтируем и восстановим. Ошибочно думать, что у Церкви есть станок, на котором она печатает деньги на ремонт и реставрацию храмов, которые разрушались десятилетиями. Так же ошибочно думать, что нам помогает государство или у всех храмов и монастырей много меценатов, которым просто некуда девать деньги. Да, есть проекты в которых участвуют и государство и богатые бизнесмены, но таких, поверьте, все же меньшинство. Большинство же монастырей и храмов строится и восстанавливается на НАРОДНЫЕ средства – пожертвования. Открывается расчетный счет, куда простые люди перечисляют средства на восстановление. Конечно же, все эти средства, их целевое использование, проверяется, как церковной, так и государственной властью. И не надо забывать, что за каждый гвоздик мы дадим отчет пред Богом в день Страшного суда. Конечно, таких народных средств не много. Собираются они очень долго. Поэтому ремонт, рестоврация или строительство затягиваются порой  на десятилетия. Особенно тяжело монастырям, которые находятся в глубинке или,  как наш, в почти непроходимых лесах. Здесь нет ни паломников ни богомольцев, ни туристов, способных хоть что-то пожертвовать на содержание монастыря. Только частные адресные пожертвования: услышал кто-то и помог. Вот, за полгода удалось собрать 60 000 рублей. Вопрос: тратить их на монастырь, где они утонут и не заметишь, или  на поддержание братии, чтобы не разбежались от недостатка самого необходимого?!

Мы надеемся привлечь к судьбе монастыря внимание общественности,  прежде всего - вепсов. В Петрозаводске существует, как я слышал, Общество вепсской культуры. Хотелось бы сотрудничать с этой общественной организацией. Вепсы живут не только в Карелии и многим просто не известно о печальной судьбе монастыря. С сожалением приходится констатировать, что мы часто бываем поверхностны и довольствуемся ознакомлением только с бытом и фольклором народа. Забывая, что определяющим фактором самосознания всегда являлась духовная жизнь народа. Вот несколько примеров. Территория Вепсского края сравнительно не большая, по площади  - 0,82 тысячи квадратных километров. На ней находились: два монастыря - женский и мужской, порядка десяти церквей,  пять-семь часовен и церковно-приходские школы. Думаю, если люди, жившие здесь, только пели и плясали, им бы некогда было создавать то, что дошло до наших дней в виде уникальных памятников зодчества, то, чем мы должны бы гордится, беречь, и передать будущим поколениям.

Надо особо отметить, что Яшезерский монастырь, основный святым Ионой, уроженцем д. Шокша и вепсом по национальности, строился на протяжении более четырехсот лет также вепсами. И последним известным попечителем монастыря был петрозаводский купец Марк Пименов, на средства которого в Петрозаводске в последствии был построен Крестовоздвиженский собор на зареке. Марк Пименов, купец первой гильдии, был родом, как и св. Иона, из д. Шока и вепсом по национальности. Этот меценат и благотворитель построил над спудом, где покоились мощи святого Ионы, великолепный каменный храм Преображения Господня и долгое время помогал Яшезерскому монастырю, ссужая средства на ремонт и строительство в обители. Столетиями трудами многих вепсов, начиная от  Ионы Яшезерского до Марка Пименова, возводился комплекс зданий Яшезерского монастыря, что позволяет нам сегодня считать Яшезерский монастырь духовным и культурным наследием вепсского народа. Это наша история! Ее нужно знать и помнить! Особенно сейчас, когда  ощутимы попытки исключить понятие национальной святыни, замолчать проблемы гибнущего памятника.

Отец настоятель, скажите, сколько сейчас братии в монастыре и в чем основная нужда в обители?

Сейчас в числе братии обители четыре человека. Есть еще желающие присоединится к нам, но жить в обители негде. Все разрушено! Но главная проблема отсутствие дроги в монастырь. Подвезти строительные материалы или продукты крайне сложно. К нам обращаются разные фирмы для проведения работ по кровле или по строительству, но пока нет возможности, не хватает средств.

Из-за невозможности организовать жизнь в монастыре братии приходится находиться на подворье монастыря в Шелтозеро. Сейчас вновь обсуждается вопрос о восстановлении дороги в обитель. Только при нормальном снабжении можно начать регулярные восстановительные работы, да и саму жизнь в монастыре.

Я знаю что свою помощь предлагал монастырю предприниматель из Москвы, у которого есть собственность на другом берегу Яшезера. Есть уже конкретные предложения по его участию в восстановлении монастыря?

Да мы провели ряд встреч и консультаций, как с ним, так и с его представителем. Ожидаем, что за предложениями последуют и конкретные дела, мы будем рады и готовы принять любую помощь. Пока все на уровне намерений.

Хотелась так же спросить Вас про монастырские земли. Что удалось сделать?

Мы обратились в администрацию района с просьбой о выделении участка для строительства храма и ведения хозяйства в обители. Что же касается остальных территорий - бывших монастырских земель,  мы неоднократно предлагали на всех уровнях объявить их парком или особой природной зоной, где ограничивалась бы деятельность, напрямую не связанная с восстановлением Яшезерского монастыря. Ответа на наши предложения нет. Вероятно, эти земли предполагается использовать как-то иначе. Не исключаю, что они будут продаваться частным лицам.

Спасибо, отец Досифей, за Ваши ответы!

 

Константин СЕВЕР.